1. «Записки юного врача» – первое, что приходит на ум, когда думаешь над этим фильмом. У большой русской литературы, кстати, с врачами были сложные отношения. Она говорила о себе словами Герцена: «Мы вовсе не врачи – мы боль», и в то же время… Чехов, Вересаев, тот же Булгаков. Аксенов, наконец.
В центре «Аритмии», как у Булгакова, молодой врач. Наш современник, провинциал, работник скорой помощи. А еще – его поступки, отношения с женой, преданность скорой и пациентам, принципиальное несогласие с начальством и отказ от карьеры ради смысла профессии. И его пьянство тоже.
2. «Русский человек на rendez-vous». В «Аритмии» герой проживает решающий момент судьбы. Но ведет себя не по тургеневской «Асе», которая и стала в статье Чернышевского поводом для обличений хорошего русского человека, дающего слабину, когда нужно проявить решительность. Нет, он не «лишний человек». Хотя наша среда способна превратить в «лишнего» человека самой необходимой профессии.
Но Олег из «Аритмии» не эффектен и не сложен, как Онегин и Рудин. Он молчалив и упорен, как нормальный земский врач. Мчится к пациенту, потому что может спасти. Но ему придется спасать и свою жизнь и любовь.
3. «Новые тихие» – так Шнур назвал свое поколение, отказавшееся от сопротивления наступлению на его ценности. А режиссер Борис Хлебников в одной дискуссии применил это определение к актуальному отечественному авторскому кино.
Он и его сверстники снимают про «простые вещи» (так назывался фильм Алексея Попогребского) – про обыденность, про людей, в которых нет ни героики, ни романтики. Они – и персонаж «Аритмии» тоже – существуют в обстоятельствах, не дающих оснований к оптимизму, их будущее безнадежно. Но в них есть воля к жизни, смысл-предназначение. Они живучи, эти «новые тихие». А это даже лучше надежды.
Режиссер: Борис Хлебников.
В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева, Максим Лагашкин.
В прокате с 5 октября.
Наталья Мещанинова почти полгода провела на станции скорой помощи – так она писала сценарий «Аритмии». Первая профессия журналиста и вторая – режиссера-документалиста привили ей вкус к подробному, въедливому изучению среды, в которой существует герой. Она ведь определяет и характер.