Главная / Вдохновение / Природа для малышей. Оглядись вокруг!

Природа для малышей. Оглядись вокруг!

Каждая мама знает, как проходит утро буднего дня. Мы встаем, быстро собираемся, будим ребенка, так же быстро собираем его. Потом хватаем в охапку, суем в машину или пешком бежим в детский сад/школу. Даже находясь в декрете, мы точно так же включены в эту ежедневную круговерть. Быстрее проснуться, переделать домашние дела, собрать чадо, посадить в коляску и наматывать круги в парке. Малыша постарше можно уже вести на детскую площадку, потому что там он получит первый опыт социализации, а мама восполнит необходимый дефицит общения.

Я тоже так жила. И однажды с удивлением обнаружила, что уже много лет не вижу мир вокруг. При этом у меня с детства остались хотя бы яркие воспоминания о красоте природы. Сказались занятия в художественной школе: там меня научили замечать красоту и разнообразие окружающего мира. А что вспомнят мои дети?

Пока ребенок маленький, ему интересно подолгу изучать цветок, травинку или бабочку. И хорошо, когда у нас хватает терпения дать ему такую возможность. Но если целенаправленно не фиксировать в эти моменты внимание малыша, многие детали просто ускользают из его поля зрения. А ведь потратив буквально 10-15 минут в день, можно не только расширить представления ребенка об окружающем мире, потренировать наблюдательность, но и активизировать речь, пополнить словарный запас.

Начинаем с пеленок

Причем наблюдение за природой можно (и нужно) начинать, когда ребенок еще лежит в коляске. Для этого не нужны специальные пособия, сложные методические рекомендации. Достаточно, выйдя на улицу, говорить ребенку вслух о том, что его окружает. Если потратить вечер в интернете, можно найти огромное количество потешек и прибауток на тему погоды и природных явлений. Совсем не обязательно учить их все, но знать несколько на разные случаи очень полезно. Маленькие дети очень любят, когда им бесконечно повторяют один и тот же стишок или песенку. Это помогает лучше запоминать текст, радоваться узнаванию и создает чувство защищенности.

С детьми постарше можно целенаправленно обсуждать:

  • какое сейчас время года;
  • по каким признакам это можно определить;
  • какие из этих признаков можно увидеть сегодня;
  • какая на дворе стоит погода;
  • какого цвета небо? есть ли облака? есть ли ветер?
  • что на дорогах (снег, лед, лужи)?
  • если есть снег, то какой (мокрый, сухой, обледеневший, подтаявший, пушистый, белый, серый, грязный)? А если трава, то какая?
  • есть ли сосульки? откуда они берутся, чем опасны? Можно принести льдинку домой и посмотреть, как она тает в ванной. Почему-то такой нехитрый эксперимент неизменно встречается детьми на ура.

Летом хорошо вместе рассмотреть траву и растения, рассказать об их полезных свойствах. Вспомнить названия цветов, рассказать, относятся они к садовым ли полевым.

Стихи, загадки и дневник наблюдений

У Екатерины Серовой существует целый цикл стихов про цветы, многие помнят их еще со времен своего детства: «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Посмотри-ка, посмотри-ка, что за красный огонек» и другие. Они короткие, ритмичные, прекрасно учатся и замечательно иллюстрируют ваши с ребенком наблюдения. Отличные стихи про природу для детей есть у Михалкова, Барто и других детских писателей. Впрочем, вы вполне можете читать своих любимых поэтов: поверьте, любой ребенок в состоянии оценить красоту и напевность звучания. А непонятные слова вы ему объясните, тем самым не только развивая эстетический вкус, но и расширяя словарный запас любимого чада. К тому же иллюстрировать прекрасные строки будет сама окружающая его жизнь.

Почти все дети любят отгадывать загадки. О природе и природных явлениях существует такое количество авторских и народных загадок, что подобрать подходящую к случаю не составит труда. Очень хороши и пословицы и поговорки о временах года. Рассказывая их, поощряйте ребенка высказывать свое мнение. Например, поинтересуйтесь у малыша, почему в народе говорят: «Мороз не велик, а стоять не велит», или «Весна красна цветами, а осень снопами»?

Лет с пяти можно вести дневник наблюдения за природой. Думаю, многие мамы помнят розовые тетрадки из нашего детства, в которых ежедневно надо было делать отметки и записи в течение года. Аналогичную тетрадь легко завести самостоятельно. Наблюдаемые явления можно не только записывать, но и обозначать значками-пиктограммами. Ребенок лет пяти-шести прекрасно справится с таким заданием сам.

Во время прогулки можно наблюдать за птицами, их внешним видом, особенностями поведения, попутно обсуждая, к какому виду они относятся (перелетные/зимующие). Отличная тема для разговора — зачем помогать зимующим птицам и как лучше это сделать.

Дома желательно нарисовать увиденное на прогулке. Совсем не зря обучение рисованию входило в обязательную программу в дворянских семьях. Это и развитие моторики, и тренировка глазомера и памяти, и умение подмечать прекрасное вокруг себя. Даже если ваши дети не станут знаменитыми пейзажистами, их жизнь в любом случае будет более насыщенной, если они научатся ценить красоту живой природы.

Чуть сложнее, чем умеет ребенок

Отдельно хотелось бы упомянуть о природном материале. Это источник не только мусора в доме, но и безграничных возможностей развития детской фантазии. Правда, тут ребятам потребуется ваша помощь: несмотря на богатство фактур и разнообразие материала, на сходу сообразить, как сделать из него действительно интересную и красивую поделку, сможет не каждый взрослый, не говоря уже о детях. Благо, сейчас есть интернет, где можно отыскать поэтапные инструкции изготовления поделок любой сложности. Стоит учитывать один нюанс: ваша цель — не первое место на конкурсе народных ремесел, а совместное занятие с малышом. Любая мама отлично знает уровень навыков своего ребенка. Выбирать поделку надо чуть сложнее возможностей сына или дочери. Вы должны лишь немного помогать малышу, а не делать за него.

И в заключение хотелось бы рассказать о том, что такие ежедневные наблюдения подарили мне и моим детям. Когда я стала ежедневно уделять время рассказам о том, что окружает нас на улице, я внезапно почувствовала, что вернулась в свое детство. В то прекрасное время, когда любая травинка или жучок, первый цветок или красивая снежинка важнее и интереснее всех гаджетов. И теперь, каждый раз выходя из дома, я говорю каждому из своих детей: «Оглядись вокруг!».

Источник

Поделиться в социальных сетях

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*