Теоретически нанесение солнцезащитного крема с абсолютной защитой, то есть SPF100, позволит отдыхающему на пляже человеку проводить в 100 раз больше времени на солнце без риска получить солнечный ожог. Иными словами, тот, кто обгорает за полчаса, сможет принимать солнечные ванны целых 50 часов без перерыва. Однако теория и практика – две разных категории, и в отношении SPF эта разница критична для здоровья. Ряд экспериментов доказывает, что потребители вводятся в заблуждение надписями на упаковке солнцезащитных средств. Они выбирают составы с более высоким показателем SPF, но используют их неправильно и в результате получают существенно большую дозу облучения, нежели те, кто пользуются лосьонами и кремами со средним уровнем защиты.
Объяснение этому простое: люди слишком доверяют аббревиатуре SPF.
Существует четыре веских довода, чтобы отказаться от использования солнцезащитного крема с высоким SPF — более 50:
Маркировка на упаковке косметического средства не имеет ничего общего с реальной защитой кожи от УФ-лучей типа А. В соответствии с ограничениями, установленными FDA относительно концентрации активных ингредиентов, солнцезащитные средства, произведенные в США, содержат меньше блокаторов А-лучей, нежели В-лучей, и это касается средств с максимальным индексом SPF. Поскольку соотношение двух типов фильтров несбалансированно, даже средства с SPF100 не обеспечат полной защиты от проникающего действия УФ-лучей типа А.
Филипп Отьер из Международного центра исследования рака, аффилированного ВОЗ, говорит о том, что целым рядом исследований и экспериментов было доказано изменение отношения к проблеме ультрафиолетового облучения в сторону неоправданной беспечности под действием рекламы солнцезащитных средств. Общее время пребывания на солнце увеличивается, а вместе с ним возрастает риск развития меланом и других видов онкологических заболеваний.
Косметическая промышленность выпустила средства с высоким индексом SPF как ответ на доказанное экспериментами их неправильное использование. Как показали опытные исследования, в среднем потребитель солнцезащитных кремов и лосьонов наносит на тело лишь 20-50% от необходимого количества средства. В результате реальная защита от солнца снижается в разы, и крем становится худшим, более слабым фильтром, чем простая хлопчатобумажная футболка.
Ученые полагают, что косметические концерты должны принять волевое решение и одновременно отказаться от выпуска солнцезащитного крема с высоким SPF. Затем они обязаны пересмотреть содержание этикеток и дать потребителю достоверную информацию о свойствах содержимого своих бутылочек и провести просветительскую кампанию относительно того, как правильно защитить себя от угрозы избыточного ультрафиолетового облучения.
Комиссия FDA на протяжении многих лет признает, что выпуск средств с фильтром SPF выше 50 дезориентирует потребителя; в 2011 году она выдвинула предложение запретить маркировку косметических средств выше, чем SPF50+, однако эта работа так и не была доведена до конца, и решение не вступило в законную силу. Тем временем, рынок косметических средств с высоким индексом SPF неуклонно прирастает, и сегодня примерно каждое седьмое средство имеет маркировку выше SPF50+.